![]() |
| |||||
|
| |||||
Профориентация
Профориентация (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности. Где и как можно пройти профориентацию? Профориентационные центры – это специализированные государственные или частные учреждения, которые помогают как школьнику, так и взрослому человеку определиться с выбором профессии или трудоустроиться. Полезность профориентационных центров:
Профориентационные сайты (сайты по психологии, печатные СМИ) – специализированные Интернет-ресурсы и печатные издания, содержащие подробное описание профессий, приблизительный уровень зарплат, а также многочисленные и разнообразные тесты, предназначенные для определения профессиональной наклонности. Полезность профориентационных сайтов и печатных СМИ:
Это может быть интересным: Советы психолога по выбору профессии
Выбор своей профессии и своего пути в жизни задача непростая, ошибка может дорого стоить. Человек, выбравший не свое дело, и учится кое-как и работает без удовольствия. - Что можно посоветовать будущим абитуриентам, выбирающим специальность? Людмила Абрамова – психолог-практик помогала нам найти ответы на эти вопросы. - Очень хорошо, если выпускник давно определился с вузом и специальностью и твердо следует выбранной цели. Но, к сожалению, такой идеальный вариант встречается редко. Гораздо чаще бывшие школьники не знают, кем хотят стать, поступают в учебное заведение за компанию или по совету родителей, или еще лучше – по принципу, куда возьмут с набранными баллами… - Если так случилось, и профориентация не произошла – не было сопутствующей программы в школе, не помогли тесты, то, как мне кажется, есть смысл не лететь сломя голову после школы в следующее учебное заведение, а подождать годик – другой. Я, например, точно знаю, что в Америке это обычное дело – после школы оглядеться пару лет – созреть для дальнейшего обучения. Дети после школы устраиваются на простые работы, работают волонтерами, нарабатывают опыт общения в коллективе и получают рекомендации от работодателей. Попутно читают, изучают предложения университетов, совершают какие-то поступки, ошибки, взрослеют. Через какое-то время приходит жажда знаний. И вот тогда уже человек делает осознанный выбор в пользу той или иной специальности.
- Выпускник хочет поступить на специальность, которая ему нравится. Но для этого необходимо сдавать еще один, довольно сложный экзамен. А с теми предметами, которые уже сданы, он сможет поступить гарантированно, хотя и не на столь желанную специальность. Чему отдать предпочтение? Если человек твердо решил пойти туда, куда мечтает, то сдавать или не сдавать предмет – такой вопрос перед ним просто не встанет. Он сделает все, чтобы выучить и сдать. Но если сомнения в успешной сдаче экзамена присутствуют, то можно пойти и более реальным путем, выбрать, так сказать, синицу в руках… Посоветовать тут, пожалуй, ничего не получится. Вот я скажу – верьте в свою мечту, идите за ней несмотря ни на что! Но если ваши возможности, ваш дух, ваша воля на сегодняшний день не готовы преодолевать определенные трудности, то ничего стоящего для себя из моего совета вы не почерпнете. Вообще выбор профессии не происходит раз и навсегда, жизнь мобильна. Может быть, вам придется осваивать потом смежную специальность или вы найдете работу на стыке имеющейся и той, о которой мечтали. Любой ваш выбор сейчас может быть успешным или не очень, но только по прошествии времени вы поймете, что именно вам было необходимо, а что не пригодилось совсем. - А если хочется и туда и сюда и еще в 2-3 места сразу? Что поможет сделать правильный выбор? Самый простой способ определиться – это услышать себя. Но это одновременно и самый сложный способ. В потоке внешних голосов (родственники, друзья, всевозможные СМИ), очень трудно сосредоточиться и услышать свое «Я». Попробуйте выделить для этого специальное время раз в день, посидите в одиночестве, в тишине. Переберите варианты в уме, задайте себе вопрос и попробуйте услышать ответ внутри себя. Как правило, через 5-10 минут такого сиденья, вам захочется встать, выскочить на улицу, пойти по своим делам... Но человеку, который не умеет найти время, чтобы услышать себя, советовать что-либо бесполезно. Он послушает тот голос, который будет громче «кричать» на тот момент. - Родители настаивают на определенной профессии, делают максимальные усилия, чтобы облегчить поступление в выбранный вуз… Доверится родительскому чутью или все-таки идти своей дорогой? А вдруг ошибка? Ответственность за свою судьбу вырабатывается как раз в возрасте 17-18 лет. Хотя в это время еще существует «слабость» – зависимость от родителей (территориальная, финансовая, психологическая). Многие боятся взять на себя ответственность за свою судьбу и часто вынуждены следовать родительским наказам. И родители, сами того не осознавая, частенько «захватывают» в свои руки судьбу и волю своих детей. Они исходят из своего опыта, им кажется, что они точно знают – как надо жить. Но мир родителя, пусть даже прожившего долгую жизнь, это мир ОДНОГО человека. За ним можно не увидеть всего огромного мироздания, не увидеть всех его возможностей! Все-таки я убеждена, что нужно, как бы это ни было трудно, выбирать свою дорогу. И не думать, что этим вы предаете своих родителей. Поблагодарите их за заботу и объясните, что у вас, как и у них, есть право на ошибку, на поиск. Когда заниматься поиском себя как не в молодости? Вообще хороший родитель должен быть всегда рядом как поддерживающий, но не вмешивающийся в дела и судьбу ребенка человек. Оговорюсь – это очень трудно, но в этом совершенство родителя - уважать выбор своих детей. - Что вы скажете о профориентационном тестировании, насколько они помогают? Я провела огромное количество тестов и хочу сказать, что даже самые серьезные из них могут ошибаться. Ведь человек отвечает на вопросы, находясь на тот момент в определенном состоянии. Изменится состояние – изменятся и ответы. Можно, конечно, скажем, определить направление деятельности – нравится ли больше общение с людьми или есть склонность к работе с техникой или цифрами, а может к организации чего-либо. Но работу над собой, самостоятельное осознание своей индивидуальности ничто не заменит. Устройте тест себе сами. Очень хотите стать врачом? Я посоветовала бы сначала посетить любое лечебное учреждение, посидеть в очереди, пообщаться с больными, с врачами, с медсестрами. Вы увидите, что кроме собственно лечения недугов и облегчения боли есть еще огромное количество бумаг, которые надо заполнять, есть выезды на дом. Существуют такие тонкости и нюансы профессии, о которых вы можете и не догадываться. И если после всего этого ваше решение стать врачом не изменится, значит, путь выбран правильно. - Если на 2-3 курсе вдруг решил сменить профессию? В моей практике я частенько сталкиваюсь с таким кризисом в середине обучения. Молодежь обычно принимает решения резко, не нравится – уйду. Но сначала надо решить, не откуда уйти, а куда пойти. И вот пока нет четкого решения на второй вопрос, лучше не предпринимать никаких действий. Волевым решением заставить себя продолжать пока делать то, что делал – учиться. Вот когда все осознается четко и выстроится в логичную цепочку, можно и сменить вуз или специальность. Можно просто взять тайм-аут, осмотреться и принять решение. Такие периоды раздумья, внутренней сосредоточенности необходимы каждому человеку. Бывает, что решение принято и на самом деле надо уйти. Здесь придется пережить весь кризис ухода, и в первую очередь, непонимание родителей. На первый план выходят, конечно, затраченные усилия по поступлению, деньги, нервы. Но подумайте, ведь вы все равно получили какие-то знания, какой-то опыт – разве это не стоит определенных усилий и средств? Можно сказать, что вы заплатили за то, чтобы понять, что вам НЕ НАДО.
Если выбор для вас очевиден, то лучше осуществить поворот в своей судьбе раньше, чем потом жалеть о не сделанном шаге всю жизнь. 5 «Не» в заключении: НЕ бойтесь перемен! С каждым годом количество новых профессий все увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будьте готовы учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющейся, сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная вами профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах. НЕ думайте только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. НЕ смотрите только на внешнее проявление профессии. За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения. НЕ выбирайте профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму. НЕ бойтесь никакого своего решения. У вас есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимайте инструкции буквально, придумайте свой творческий способ выбора профессии. Разработайте собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.
Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)Выбор профессии – задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Недаром свыше 60% старшеклассников, по результатам проведенного службой занятости анкетирования, хотели бы обсудить свои планы по выбору профессии именно с родителями. В «Памятке для родителей» представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?». 1 этапПринятие решения о выборе профессииВажнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе. Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения. Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять. 2 этапВыбор учебного заведенияИтак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительными экзаменами. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями. Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в государственных учебных заведениях. Вузы, имеющие государственный статус, существуют много лет и реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Абитуриентам негосударственного ВУЗа необходимо выяснить:
Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдает диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение сделает 2 выпуска студентов. 3 этап
Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены, окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период? Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п. Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход. В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено». Возможно, следует скорректировать планы? Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата. Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха. Первое, что необходимо знать, - это физиологические спады и подъемы, говоря проще, когда усталость объективно обусловлена, и действительно нужно отдохнуть, а когда наиболее благоприятное время для занятий. Существуют регулярные колебания дневной работоспособности:
К сожалению, ни один человек не может избежать чувства усталости и напряжения. Но уменьшить его, сделать легко переносимым, можно и нужно. Для снятия напряжения незаменима вода. Можно посоветовать уставшему ребенку встать под душ с теплой водой и расслабиться. Предложить мысленно выполнить упражнение: «Представь, что поток воды уносит с собой твою усталость и напряжение, почувствуй облегчение, сделай напор воды более сильным, а саму воду – более прохладной. Теперь ощути, как каждая струйка наполняет твое тело энергией и силой». Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п. Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что все это твое и может быть доступно тебе в любое время». И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное 3 – 4-разовое питание. Мы не откроем ничего нового, если скажем, что именно в этот период в рационе особенно важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты, орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с медом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, компоты или молоко. 4 этап
Итак, необходимый результат достигнут, и ребенок стал студентом. Начало процесса обучения – это начало самого важного этапа – подготовки будущего профессионала, который должен быть готов выдержать острую конкуренцию за право получения хорошей работы. Как родители могут помочь ребенку, ставшему студентом? Необходимо понять, что, обучаясь в учебном заведении, молодой человек в то же время готовится к поиску работы. Как правильно это сделать?
Сформировать четкое представление о работе, которую хотел бы получить молодой человек, поможет совместный анализ его предпочтений, который полезно проводить на протяжении всего периода обучения студента. Какие предметы и спецкурсы вызывают наибольший интерес? Какие аспекты изучаемых дисциплин привлекают повышенное внимание – теоретические, исследовательские, прикладные? Помогите, если это возможно, при организации производственной практики. Ее роль в ходе обучения бесценна:
Если практикант проявит себя как перспективный работник и удовлетворит строгим требованиям работодателя, это может стать впоследствии вариантом постоянного трудоустройства. К моменту окончания учебного заведения молодой человек должен сформировать четкие цели поиска работы и представление о том, как они могут быть реализованы, какие дополнительные навыки он должен для этого получить, какие умения развить, какие профессионально важные качества приобрести.
В школе периодически организуются встречи с представителями различных учебных заведений и организаций. Одной из таких регулярных встреч является встреча с представителями КемТИППа.
Молодые и перспективные из КемГУ на телекомпании «ТВ – мост» На телекомпании «ТВ – Мост» прошло обсуждение социальных видеороликов снятых для УФАС студентами КемГУ. Что такое недобросовестная реклама, конкурентная борьба и когда нужно обращаться в Управление Антимонопольной Службы (УФАС). На все эти вопросы в своих роликах пытались ответить студенты 3 курса КемГУнаправления «реклама и связи с общественностью», где на данный момент учится выпускница школы №14 г. Юрга, Нерезенко Мария. Целью данных видеороликов было донесение до школьников, студентов и выпускников ВУЗов, что же все - таки такое недобросовестная реклама, куда нужно обратиться с данной проблемой и как конкурировать так, что бы ваша совесть осталась чиста. Работы рекламных агенств «Мятный слоник», «Лестница» и «Медиа - 42» созданных на базе социально – психологического факультета, были высоко оценены в Федеральной Антимонопольной Службе города Кемерово. С победой в данном задании можно поздравить рекламное агенство «Лестница», именно их ролик про то, когда нужно обращаться в УФАС, занял почетное 1 место, и будет транслироваться на телеканалах Кемеровской области. Другие агенства тоже не оплошали, показав замечательные результаты, их работы будут транслироваться в учебных заведениях области. После УФАСа, студентам была организована встреча с профессионалами своего дела на телекомпании «ТВ – Мост», где обсуждались минусы и плюсы проделанной работы, недочеты и пожелания на будущее. Студенты получили бесценные комментарии и большой опыт. И в завершении, хотелось бы сказать пару слов выпускникам. Дорогие ребята! Выбирайте себе профессию по душе, в которой вы сможете развиваться и творить, и тогда в жизни у вас все сложится на отлично! Нерезенко Мария Тел.: 8 – 950 – 270 - 1539
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |