Страничка психолога

Сайт МБОУ "СОШ №14" г.Юрги

 

Страничка психолога

 

Кинезиологические упражнения для выпускников, развивающие память, внимание, интеллект. Ссылка...   

 

 

                                                                  35 заповедей для родителей

Необъяснимое и противоречивое поведение детей — это не каприз. За каждым действием стоит какое-то слово, просьба. Желание донести информацию. Вот как объясняют детские психологи основные капризы подростков, если перевести их в конкретные просьбы от первого лица.

1.    Не балуйте меня, вы меня этим испортите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2.    Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой
подход. Это позволяет мне определить свое место.

3.    Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне внимание.

4.    Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

5.    Не сосредотачивайтесь на моих дурных привычках. Ваш интерес вдохновляет меня на приобретение новых.

6.    Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас, став плаксой и нытиком.

7.    Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

8.    Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь добиться новых побед над вами.

9.    Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

10.                    Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

11.                    Не давайте обещаний, которых не можете выполнить — это
поколеблет мою веру в вас.

12.                    Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или другое. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

13.                    Не проявляйте непоследовательности. Это сбивает меня с толку и заставляет изо всех сил стараться оставить последнее слово за собой.

14.                    Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. В противном случае я буду вынужден защищаться и притворяться глухим.

15.                    Не пытайтесь читать мне нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

16.                    Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

17.                    Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: “Я вас ненавижу”. Я не имею это в виду буквально. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

18.                    Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда и я с вами буду торговаться этими словами и поверьте — в накладе не останусь.

19.                    Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

20.                    Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я буду бояться что-либо делать, даже зная, что это правильно.

21.                    Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

22.                    Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

23.                    Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

24.                    Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать и что мне делать со своими чувствами, то мне
об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам
от этого спокойнее?

25.                    Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом позже.

26.                    Я хочу быть уверен, что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные предположения.

27.                    Если я увижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам жаловаться не стану. Я просто буду нападать на того, кому вы уделяете больше внимания и любви. В этом я вижу справедливость.

28.                    Объясните, почему я должен относиться к своему телу как к великой ценности. Но если при этом я не пойму, почему я должен слушать и следовать голосу совести, то буду использовать тело только для наслаждения без каких-
либо ограничений.

29.                    Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я перестану задавать их вам и буду искать информацию на стороне.

30.                    Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне, я буду доверять вам.

31.                    Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

32.                    Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время усиленной ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критично и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

33.                    Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

34.                    Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

35.                    Мне важно узнать от вас, что правильно, а что — нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, что вы сами понимаете, что правильно, а что — нет.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Готовность учащихся 4 классов к переходу

в среднее звено школы

 

Ваш сын или дочь сейчас заканчивает обучение в 4 классе. Через некоторое время он пойдёт в 5 класс, то есть перейдёт в среднее звено школы – той, где он учился до этого в начальных классах; либо же Вам придётся подыскивать какую-либо другую школу, если в предыдущей нет среднего звена. На что же в первую очередь должны обратить внимание родители при поступлении их ребёнка в пятый класс?

Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Уровень этой тревоги зависит, во-первых, от внутренней психологической устойчивости ребёнка, во-вторых, от того, насколько глобальны будут изменения в его жизни, и, в-третьих, будет ли при этом юный человек чувствовать Вашу поддержку.

Что же нового ждёт вашего ребёнка при переходе в среднюю школу?

Во-первых, в отличие от начальной школы в 5 классе уже нет единого учителя, вместо него появляются учителя-предметники. У каждого из них есть свои конкретные требования: к ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и пр. Каждый имеет свои особенности (в т.ч. и психологические): манеру изложения нового материала, требования к дисциплине и т.д. Поэтому ребёнок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения.

Во-вторых, дети уже не находятся постоянно в одном и том же классе, а перемещаются из кабинета в кабинет, что вынуждает ребёнка быть более внимательным и собранным.

В-третьих, в средней школе пятиклассник вынужденно начинает встречаться на этажах школы со старшими детьми. Часто при формировании пятых классов прежние (четвёртые) классы объединяют, делят на части, переформировывают и т.п. При этом бывает так, что ребёнку не всегда удаётся попасть в один класс со своими бывшими друзьями, подругами. В крайнем случае, когда бывший четвероклассник приходит в пятый класс из школы, в которой существует только начальное звено, то к прочим проблемам добавляется ещё и необходимость адаптации к новому для него коллективу.

Все эти факторы очень часто создают у ребёнка ощущение внутренней напряженности, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребёнок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Когда учителей много...

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник

впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных

словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в среднюю школу, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к

школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной

свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

При этом существенное влияние на ход адаптации может оказать степень сформированности устойчивой самооценки школьника в период его обучения в начальной школе. И здесь важная роль принадлежит родителям. Если они в предыдущие годы интересовались в основном только тем, какую оценку получил ребёнок, авторитарно поощряя или наказывая его в зависимости от того, какая «цифра» была поставлена учителем в дневнике, то самооценка такого ребёнка будет сильно зависеть от того, как его оценит взрослый, например, учитель. А поскольку учитель теперь не один, а несколько, то и тревога у таких детей может с переходом в среднее звено школы возрастать многократно. Те же подростки, родители которых в своё время не ленились подробно и содержательно обсуждать со своими детьми их проблемы и трудности (в том числе и в школьной жизни), имеют более устойчивую самооценку – требования того или иного учителя они воспринимают более спокойно, поэтому им проще к ним приспособиться.

В постоянных перемещениях...

Начиная с 5 класса, каждый урок проходит в своём кабинете. Это только на первый взгляд постоянная смена обстановки каждый час выглядит как небольшое интересное путешествие. Для многих детей это поначалу дополнительный источник стрессов: нужно не забыть в предыдущем кабинете никакие свои вещи, успеть вовремя подготовиться к следующему уроку. Медлительные дети, привыкшие в начальной школе доделывать задания на перемене, будут иметь дополнительные беспокойства, так как их будут «выживать» с «рабочего места» ученики других классов, уже пришедших в данный кабинет накануне следующего урока. Быстро утомляемому, соматически ослабленному ученику будет непросто выдерживать такие ситуации.

Следует также отметить, что часто источником тревоги ребёнка перед средней школой являются не учителя, а родители. Привыкшие к определённому уровню школьной успешности своего сына или дочери, его (её) оценкам по конкретным предметам, они не в состоянии на время снизить свои ожидания, ведь в период адаптации успеваемость многих детей падает. В результате у детей, стремящихся соответствовать ожиданиям своих родителей, возрастает беспокойство, учащаются соматические заболевания, что, в свою очередь, препятствует успешной адаптации.

Исходя из этого, родителям нужно быть заранее готовым к тому, что сначала, особенно в самые первые недели обучения в средней школе у ребенка, возможно, некоторое снижение успеваемости по предметам, которое, однако, не связано с каким-либо снижением его умственных способностей. Поэтому здесь родителям нужно не столько заниматься с ребёнком какой-либо школьной дисциплиной, послужившей «источником» плохих оценок, сколько оказать общую поддержку подростку, успокоить его.

Место ребёнка в коллективе сверстников

Если для младшего школьника очень важно, как его оценивает учитель, то для подростка на первое место уже выходят его отношения со сверстниками. Поэтому успешность обучения в средней школе во многом будет зависеть от того, насколько Ваше чадо умеет выстраивать свои взаимоотношения с окружающими его людьми, главным образом, с одноклассниками. Уже в начальной школе советуем Вам обращать внимание на то, как Ваш ребёнок общается с другими детьми и незнакомыми для него взрослыми: насколько быстро вступает в контакт, много ли у него знакомых, насколько комфортно ему в общении.

Если вы видите, что ребенок регулярно испытывает затруднения при вступлении в общение или, например, не в состоянии поддерживать длительные доброжелательные отношения с окружающими его людьми, то постарайтесь чаще создавать для своего ребёнка ситуации с необходимостью общения. Пусть он (сначала в вашем присутствии) купит что-либо в магазине, узнает время у человека на улице, пообщается со сверстниками в какой-либо интересной для него секции или кружке. С застенчивым ребёнком старайтесь чаще обсуждать его ощущения, впечатления от других людей. Особенно важно это для детей со слабым типом темперамента (например, меланхоликов), а также для ребёнка, единственного в семье.

Желательно также примерно     представлять, какое социальное место занимает Ваш ребёнок в классе начальной школы, в которой он учится, а также в других коллективах сверстников. Психологи называют это место

социальным статусом. Определяют его, исходя из желания (или нежелания) конкретного человека в коллективе общаться с другими его членами в различных возникающих ситуациях, а также, наоборот, из желания других людей общаться с данным человеком.

Социологи выделяют следующие основные позиции человека в коллективе (в том числе и в детском коллективе).

Лидер – обычно это активный человек, умеет со всеми (или почти со всеми) членами коллектива наладить отношения; мало кого отвергает.

Предпочитаемый – это человек достаточно доброжелательный, с ним дружат или просто общаются многие члены коллектива; однако он сам может и не быть особо активным в общении.

Нейтральный  – это либо только что пришедший в коллектив человек, который ещё не успел приобрести себе товарищей; либо же это человек достаточно спокойный и доброжелательный, но не очень общительный. Он имеет довольно мало друзей, но и врагов, как правило, у него тоже нет.

Конфликтный – это человек, активный в коллективе, но активный как позитивно, так и негативно; он довольно эмоционален; часто упорно пытается устанавливать активно отношения с теми людьми в коллективе, которые испытывают к нему антипатию, тем самым провоцируя конфликты; часто является «точкой конденсации» конфликтов в коллективе.

Отвергаемый – это человек, отвергаемый в коллективе, с ним многие люди предпочитают не общаться, избегают его; друзей у него нет или почти нет; часто такие люди демонстрируют протестные формы поведения в коллективе.

Конечно, коллективы (в том числе и детские) бывают разные. Ваш ребёнок не может быть застрахован от того, что в его классе собрались сплошь «трудные» дети; однако если вы видите, что ситуации со сложностями в общении у

Вашего ребёнка повторяются неоднократно и в разных коллективах, то это повод задуматься и при необходимости обратиться к психологу.

Ещё несколько советов по адаптации.

В период адаптации ребёнка к средней школе не стоит перегружать его школьными заданиями даже (как уже было сказано ранее) при некотором снижении успеваемости, например, усиленными занятиями по математике и т.п. Лучше выберите на это время какие-нибудь занятия, снимающие излишнее напряжение: спорт, рисование, танцы (на его усмотрение).

Не сравнивайте успехи своего ребёнка с успехами его одноклассников, родственников, знакомых и пр., т.к. это может способствовать усилению у него беспокойства и дальнейшему снижению самооценки. Чтобы в этот непростой период поддержать самооценку подростка, будет хорошо, если он в это время не будет бросать, а наоборот, продолжит заниматься теми делами, в которых чувствует себя успешным. Особенно хорошо, если эти дела происходят совместно со значимыми для него сверстниками, например, имеет смысл продолжать ходить в

понравившиеся Вашему ребёнку кружки и секции, общаться со старыми друзьями.

Если Ваш ребёнок переходит в новую школу или в новый класс

Переходя для продолжения обучения в новую школу или новый класс, ребёнок попадает в уже сложившийся детский коллектив. В такой ситуации хорошо, если в новую школу переходит не один ученик, а вместе с несколькими своими бывшими одноклассниками. «Приживаться» на новом месте будет легче со старыми друзьями.

При записи в новую школу заранее присмотрите учебное заведение и сходите туда вместе с ребёнком. То, что увидено своими глазами, как правило, кажется менее тревожным.

При подборе новой школы ориентируйтесь в первую очередь не на её «статусность», а на возможности собственного ребёнка. Так, для быстро утомляемого ребёнка вряд ли подойдёт гимназия, а для соматически ослабленного, часто болеющего –спортивная школа.

Если у Вас есть возможность, возьмите в сентябре на работе отпуск (или его часть). Возможно, ребёнку нужна будет Ваша поддержка – главным образом, моральная. Хорошо, если Вы при этом сможете больше времени быть рядом с ним!

Как перестать беспокоиться по поводу недостатка времени
и научиться им управлять?

 

1. Запишите недельные задачи, планы, дела и цели и совместите их с расписанием ваших занятий.
2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.
3. Планируйте ответственные задания на время энергетического подъема. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.
4. Исключите все дела, которые не являются необходимыми в вашей повседневной деятельности. Отправьте их в конец списка.
5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что вы все должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, что поручить кому-либо другому.
6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.
7. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить «нет» - самый лучший.
8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы все успеть.
9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.
               

Антистрессовые правила

 
Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

 

Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.

 

Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.

 

Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.

 

Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.

 

Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

 

Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.

 

Высыпайтесь.

 

Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.

 

Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

 

Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.

 

Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.

 

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.

 

 

 

Зачем нужен психолог и кто он такой?

 

За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. 
Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.

 

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».

Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения. 
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое).ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

 

Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».

Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.

 

Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».

Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. 

Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это  относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).

 

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

  • Трудности в учёбе.
  • Взаимоотношения в классе.
  • Взаимоотношения с родителями.
  • Выбор жизненного пути (будущей профессии).
  • Самоуправление и саморазвитие.
  • Чем может помочь Вам школьный психолог?
  • Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
  • Ответить на Ваши вопросы.
  • Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
  • Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
  • Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.

 

Цель психологической службы:

Психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

 

Направления работы:

  • Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.

  • Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
  • Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

  • Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
  • Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)  

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

  • Методическая работа

Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

 

 

 

Советы родителям "99 способов похвалить ребенка".

Скачать

 

 

 

 

 

Советы родителям будущих первоклассников

Скачать

 

 

 

 

 

Советы родителям. Правила, которые помогут ребенку в общении

 

 

 

 

 

 

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Кто при жене и детях груб,

кому язык распутства люб,

пусть помнит,

Что с лихвой получит он всё то,

чему их учит.

Теперь вести себя прилично

не в моде стало, И обычно,

и женский пол себя позоря,

стал самословить в разговоре.

Мужья - пример для жён своих,

и дети учатся у них.

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом.

 

С. Брант.

 

 

 

 

 

Детские и подростковые суициды: памятка родителям

 

Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, мечтает, чтобы он стал в жизни настоящим Человеком, впереди его ожидала хорошая судьба. От родителей в первую очередь зависит то, какими ценностями живёт юный участник нашего общества, каким он вырастет человеком, и что передаст своим будущим поколениям. Участие взрослых очень важно в жизни каждого ребёнка, особенно в период, когда в его жизни появляются психологические проблемы. Что стоит знать родителям в первую очередь о проблеме детских и подростковых самоубийств? И как надёжно обезопасить сознание своих детей от воздействия чужеродной губительной воли?

В обществе широко распространено мнение, что попытки суицида совершают только психически неуравновешенные люди, страдающие различными заболеваниями, такими как шизофрения, паранойя и другими заболеваниями нервной системы. На самом же деле это совершенно не так. Есть медицинская статистика, из которой следует – подавляющее большинство самоубийств совершаются психически абсолютно здоровыми людьми. Кроме этого, бытует ошибочное мнение, что только дети и подростки из неблагополучных семей способны совершить попытку самоубийства. Однако статистика показывает, что подавляющее большинство детей, идущих на этот шаг, из внешне благополучных и полных семей.

Что толкает детей на самоубийство и какова роль родителей и педагогов в предотвращении этого?

Психологи выделяют множество причин, которые, по их мнению, способны подтолкнуть подростка на самоубийство. Среди них ссора со сверстниками, расставание с любимым человеком, смерть родственника, постоянные стрессовые ситуации и как следствие депрессия, игровая зависимость, проблемы с наркотиками, подростковая беременность, насилие в семье, желание обратить на себя внимание. Однако стоит подчеркнуть, что в большинстве случаев всё перечисленное не является первопричиной суицидального поведения молодых людей, а лишь дополнительным фактором.

Зачастую трагедии можно избежать, если родители будут знать о возможном источнике навязчивых мыслей у ребёнка, расширив свои собственные познания в этом вопросе и объяснив это ребенку. На этом пути, в первую очередь, стоит отбросить навязанные стереотипы и подойти к изучению этого вопроса с заинтересованностью настоящего исследователя. Ведь, в конечном счёте, приобретённые знания способны сохранить жизнь Вашему ребёнку. От Вас как от родителя зависит очень многое!

Стоит обратить особое внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что есть вероятность детского или подросткового суицида:

• Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, прессе.

• Появление у ребенка литературы (книг, брошюр, дисков) о самоубийствах, просмотр соответствующей информации в интернете.

• Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но может говорить о моральном дискомфорте ребенка.

• Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном своей родительской любовью и вниманием.

• Иногда музыка или рисунки могут послужить сигналом родителям о том, что что-то не так в сознании ребёнка, что в нём доминируют депрессивные мысли («открытая дверь»), вопреки его жизнерадостности.

• Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои «важные» дела как можно быстрее.

• Раздаривание своих любимых и наиболее ценных вещей друзьям, с которыми он раньше не расставался (за исключением случаев, когда ваш ребенок с добрыми намерениями делает это постоянно).

Если Вы заметили в поведении Вашего ребёнка что-либо настораживающее или тревожное, постарайтесь в первую очередь совладать с собой, разобраться в своих собственных мыслях и поступках, а затем в спокойном состоянии переговорить с ребенком. Создайте гармонию и здоровый диалог в семье. Ваше внутреннее спокойствие и переключение на позитивные мысли способны защитить ребёнка и переключить его доминанту в сознании. Ведь незримая обычным глазом связь между Вами и детьми существует всегда, ребенок берет пример с родителей, а родительская любовь способна на многое! Справляясь с этой первостепенной задачей, старайтесь практически всё время проводить рядом с ребёнком, (посетите с ним вместе различные культурные мероприятия, зоопарк, цирк, детские спектакли, концерты, съездите на природу и т.д., чтобы ребенок сменил обстановку и смог отвлечься от своих мыслей) до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что его суицидальное настроение исчезло без следа. Главное – не оставлять его наедине и даже ночью, по возможности, дежурить у его постели. Постарайтесь отвлечь его внимание от навязчивых мыслей, заняв обычной домашней или приусадебной работой, пусть он чувствует Вашу заботу, тепло и любовь. Как писал В.А.Сухомлинский: «Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания».

В том же случае, если ребенок позволяет себе более серьезные угрозы, например, такие как: «я перережу себе вены» или «я выпрыгну в окно», то не стоит отвечать на эти слова провокационно. Не стоит смеяться над ним и говорить, что никто не станет ему мешать. Очень часто дети, которые говорят про суицид с единственной целью – позлить, или шантажировать родителей, получив в ответ столь ироническую реакцию, из чувства упрямства и желания доказать родителям что-либо, решаются на суицид. Кроме того, стоит незаметно для ребёнка поговорить с педагогами в школе о том, с каким кругом людей он общается, какие кружки или семинары стал посещать в последнее время, появился ли кто-то новый в его окружении. Постарайтесь узнать, всегда ли ребёнок после занятий в школе идёт домой или на привычную для него секцию или кружок. Возможно, он посещает ещё что-либо без Вашего ведома или встречается с подозрительными личностями. Если какое-либо новое увлечение или знакомство Вашего ребёнка вызывает у Вас подозрение и беспокойство, постарайтесь максимально оградить его от этого общения. Быть может, Ваша родительская интуиция подсказывает верный источник его навязчивых суицидальных мыслей.

Твёрдая уверенность в успешном избавлении от чужеродных мыслей и неадекватных поступков Вашего ребёнка, вера в помощь свыше, подкреплённая ценными знаниями о природе человеческих мыслей и истинных причинах, побуждающих человека на самоубийство, способны сохранить жизнь! Как говорится, любая ситуация в жизни чему-то нас учит, а преодолевая её, мы становимся только сильней. Возникновение подобной проблемы в жизни – это первый звоночек, подсказка, что в первую очередь именно нам стоит хорошенько поработать над изменением способа своего мышления, пересмотреть жизненные приоритеты, научиться мыслить позитивно. Ведь дети копируют нашу модель поведения. Стоит своим добрым примером показать, что такое истинные общечеловеческие ценности, научить ребёнка действовать и мыслить согласно им, научить бескорыстно помогать людям. Перед силой истинной Любви рушатся любые стены, и ни доли тени не проникнет туда, где царит гармония, доброта, и где чтутся высокие нравственные принципы.

 

 

 

 

«Памятка для родителей "Подготовка к ОГЭ"»

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам.

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

 

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Способы снять нервно-психическое напряжение:

- спортивные занятия;

- контрастный душ

- стирка белья;

- мытье посуды;

- скомкать лист бумаги и выбросить;

- слепить из газеты свое настроение;

- громко спеть свою любимую песню;

- покричать то громко, то тихо;

- вдохнуть глубоко 10 раз;

- погулять по лесу;

- потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

Помните:

Самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Накануне экзамена. С вечера накануне экзамена перестань готовиться, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «боевого» настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелиевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать с тех вопросов, на которые точно знаешь ответ. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

 

                             Памятка родителям

«Как поддержать ребенка в период подготовки и сдачи ЕГЭ»

*Старайтесь осуществлять ненавязчивый контроль над режимом сна и бодрствования ребенка, не допуская перегрузок. Объясните ребенку , что во время подготовки к экзамену он регулярно должен делать короткие перерывы. Отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Целесообразнее сохранить привычный режим для вашего ребенка либо придерживаться следующей схемы: 8 часов – сон; 8 часов – подготовка к экзамену с перерывами; 8 часов – активный отдых( прогулки на свежем воздухе, занятия спортом благотворно влияют на работоспособность)

 

*Необходимо свести к минимуму просмотр телевизионных передач(особенно триллеров, боевиков, вестернов) компьютерных игр.Это позволит избежать нервно- психического напряжения, повышенной утомляемости, снизит агрессивность, раздражительность.

 

*Постарайтесь минимизировать в данный момент стрессовые ситуации(упреки, конфликты, развод, призыв мальчиков в армию и т.л.) Для детей очень важна Ваша эмоциональная поддержка. Причем, подлинная поддержка ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Это позволит укрепить самооценку, уверенность в своих силах, повысить мотивацию достижений.

 

*Необходимо формировать позитивное отношение ребенка к ЕГЭ посредством трансляции ему собственного опыта, собственного положительного взгляда. Обсудите с ребенком плюсы и минусы  данной формы итоговой аттестации. Начните с себя – измените собственное отношение к ЕГЭ.

 

*Предоставьте детям возможность сдавать пробные экзамены. Ведь одним из факторов, провоцирующих стресс является неизвестность, неожиданность.

 

*Питание должно быть трёх-четырёх разовым, калорийным, небольшими порциями. Пища – богата клетчаткой, белками, полиненасыщенными кислотами, витаминами группы В,С,D, микроэлементами(кальций , фосфор).Следует исключить из рациона фастфуд. Не заставляйте ребёнка есть непосредственно перед экзаменом, если он не хочет. Это позволит избежать последствий, связанных с расстройством желудка и кишечника.

 

*Старайтесь следить за здоровьем и поведением детей. Никто, кроме Вас, не сможет заметить вовремя и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Появление таких черт как инертность, рассеянность, забывчивость, замедленность речи, тревожность, беспричинные страхи, немотивированная агрессия, раздражительность, эмоциональные вспышки или ,наоборот, излишнее спокойствие должны Вас встревожить. Помните, все успокаивающие препараты оказывают тормозящее действие на нервную систему.

 

*Дети с неврологическими проблемами нуждаются в данный период в медикаментозной поддержке.

 

*Не преувеличивайте для детей значимость ЕГЭ. Напротив, стремитесь помочь ребёнку сформулировать индивидуальную цель сдачи экзамена(Для чего? Что тебе это даст? Сколько нужно тебе получить баллов,чтобы достичь цели?) Это способствует снижению уровня тревожности, выработке эффективной индивидуальной стратегии деятельности, успеху на ЕГЭ.

 

*Чтобы снизить тревожность ребёнка относительно ЕГЭ, нужно знать все нюансы процедуры проведения экзамена в данной форме. Ведь все мы боимся больше всего неизвестности.

 

*При подготовке к ЕГЭ очень полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причём обязательно это делать не в уме, а на бумаге. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой. Такая фиксация на бумаге делает ответ чётким и точным, позволяет выделить главное.

 

*Порекомендуйте ребенку  в домашних условиях выполнять различные варианты тестовых заданий по предмету. В решении тестов тренаж имеет большое значение, ведь эта форма отличается от привычных письменных и устных диагностических работ.

 

*Не повышайте тревожность выпускника накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результатах тестирования. Детям всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то юноши и девушки  в силу возрастных особенностей могут «сорваться».

 

*Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен  отдохнуть и как следует выспаться.

 

*Если ребёнок по уважительной причине не может присутствовать на экзамене, то нужно вовремя проинформировать об этом классного руководителя, представить соответствующие документы(справку, заявление).

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»